8 (800)
775-76-07
     МОСКВА
8(495)255-21-07
Звони,бесплатно!
 Без выходных
 Напишите нам

Перспективы развития рынка SPA бизнеса

23.02.2008 Андрей Сырченко

Перспективы СПА, обозначенные в данной статье, — это результат анализа деятельности зарубежных коллег и около ста предприятий красоты и оздоровления (многие из которых называются СПА) в конкретных российских городах.

Прежде чем рассуждать о перспективах СПА, то есть о будущем, необходимо, я считаю, сказать о сегодняшнем дне отрасли, как в мире, так и в России.
Рост ежедневных нагрузок на здоровье в ускоряющемся темпе городской жизни приводит в СПА новые тысячи клиентов во всем мире. Можно без преувеличения утверждать, что в большинстве цивилизованных стран СПА является составной частью так называемого «мейнстрима», превратившись в нечто само собой разумеющееся для всякого уважающего себя гражданина. Для большей наглядности можно привести следующие цифры:
- число СПА в США увеличивается примерно на 20% в год;
- в Таиланде, где еще 4 года назад количество СПА измерялось единицами, на сегодняшний день их уже около 300.
К сожалению, по России более или менее четкой статистики нет. И дело не в отсутствии отраслевой информации как таковой. Проблема в достоверности этой информации, так как в нашей стране уровень понимания того, что, собственно говоря, должен представлять собой настоящий СПА салон, не просто низкий, а до смешного противоречивый. Казалось бы, несмотря на варианты культурно-этнических направлений (европейская модель, ближневосточная модель, «аюрведа-модель» и т.д.), различные типы СПА (СПА-центр, медицинский СПА, дей-СПА и т.д.), обязательные элементы любого СПА определены и едины... но, увы, не для нас, мы идем «своим путем».
Итак, давайте проанализируем вместе перспективы развития российского СПА-рынка.

Перспектива № 1. «Чисто российская»

Определиться, что такое СПА, — это значит учиться, учиться и еще раз не стесняться учиться у мирового СПА-сообщества, где понятие «СПА» и его стандарт качества уже определены. Ведь выяснять все тонкости нужно не в процессе производства и не глазами клиента, вкушая великолепие Чивасома или Баден-Бадена, а в период создания концепции вашего бизнеса! Кстати сказать, спекуляции с брендом «СПА» были во многих странах. Понятно — это практически сразу увеличивало количество клиентов и объемы продаж (правда, одновременно дискредитировало само понятие «СПА»). В Таиланде, например, данную проблему решило государство.

Для того чтобы поддержать индустрию на должном техническом и профессионально-образовательном уровне, государственные эксперты сразу двух структур (Департамента развития экспорта и Министерства общественного здоровья, типа нашего Минздрава) производят сертификацию и своеобразный мониторинговый аудит предприятий индустрии оздоровления и красоты, желающих соответствовать категории «СПА». В нашей стране возможны два пути стандартизации СПА:
1) государственный (как в том же Таиланде);
2) отраслевая ассоциация или совет экспертов.
Развитие по первому варианту, на мой взгляд, в следующем году маловероятно. В самом деле, вы представляете, как наш Минздрав будет заниматься СПА? Нет? Я тоже это слабо себе могу представить.

Что касается второго пути, а именно создания экспертного совета, то попытки объединить профессиональных экспертов под одним флагом уже предпринимались в 2004 году и ранее. Но здесь возникает «грибоедовский» вопрос: «А судьи кто?» — ив некоторых случаях цитату можно продолжить: «за древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима...». Совершенно очевидно, что современный отечественный рынок независимых отраслевых консалтеров находится в зачаточном состоянии.

Компании, создающие «СПА под ключ», за редким исключением являются сегодня еще и продавцами оборудования, профессиональной косметики и т.д. и сидят в соседней комнате с менеджерами по продажам. На мой взгляд, это нормально, для данного момента. Проблема, как мне кажется, в минимальном присутствии жизнеспособного коктейля, состоящего из:
- интересов продавца;
- здравого смысла, сохраняющего понятие «СПА»;
- ответственности за осуществленный консалтинг и продажу в течение хотя бы ближайшего будущего существования подобного салона.
СПА не есть набор оборудования, процедур, хитов, услуг и т.д. Прежде всего, СПА — это философия, система поддержания высокого качества жизни, высокого показателя здоровья, осуществляемая через профессиональный менеджмент и специально обученный персонал — СПА-команду (включая уборщиц и директоров).

Перспектива № 2. СПА как «методика работы»

Другими словами, речь пойдет о преобладающей тенденции (европейская, азиатская, американская, славянская). Именно о \"тенденции\", а не о модели, так как, согласитесь, достаточно сложно на 100% воссоздать, например, природу и очарование острова Бали в Новосибирске.
Европейская тенденция. В России СПА начиналось именно как западное пришествие. Успех СПА на водах и в СПА-клубах в самой Европе предполагал свое продолжение на российском рынке. Однако едва ли этот успех можно назвать оглушительным. В России пользуются популярностью та-лассопроцедуры нескольких европейских компаний, а также отдельные (к сожалению, их крайне мало) талассоцентры. При этом, разумеется, понятия «СПА» и «талассоцентр» не тождественны.
Талассоцентр — место, где производится талассотерапия, или «лечение морем». Используется морская или океаническая вода, морские водоросли и грязи, морская соль и другие «морепродукты». Талассоцентр — это, безусловно, самодостаточное предприятие. Современные СПА-центры широко используют талассоте-рапевтические программы, так сказать «элементы талассотерапии». А вот «элементов СПА» в талассоцентре быть не может, так как СПА — явление абсолютное, стопроцентное, включающее 10 обязательных элементов:
1. Вода.
2. Здоровая пища, активные добавки, диета.
3. Занятие физкультурой.
4. Контактные процедуры (массаж, рефлексотерапия, телесно-ориентированная косметология).
5. Комплексное воздействие на тело, разум и психику.
6. Услуги красоты, основанные на натуральных продуктах.
7. Помещение, где соблюдается правило жизненного пространства, экологии и климатологии.
8. Культура и искусство в интерьере, музыке, общении.
9. Современный менеджмент, маркетинг и стиль работы.
10. Ритмичность и цикличность.

Из всего вышесказанного очевидно, что емкое понятие, чем «талассоцентр». Проявлением же европейской (и американской) тенденции можно назвать аппаратную составляющую СПА-услуг в России: капсула микроклимата, душ Виши, Софтпак, LPG и т.д. Европейский сценарий СПА в России по-прежнему, видимо, будет популярен, особенно в «нефтяных» регионах. Проблема, точнее, вопрос в том, когда наступает возврат инвестиций реально, а не по бизнес-плану консалтера-продавца. Увы, очень часто этот документ неоправданно оптимистичен. Не хотелось бы огульно обвинять всех продавцов оборудования в некомпетентности. Скорее это призыв к сотрудничеству «аппаратчиков» с «практиками», на плечи которых в конечном счете ложится финансовая ответственность за предприятие.

Следующий вопрос: остаются ли принципы СПА или воздействие сводится к проведению чудо-процедуры? Другими словами, удается ли сохранить концептуальные первоосновы СПА — оздоровление естественными способами?
Это, кстати, один из своеобразных «тестов на СПА»: СПА продает не процедуру, а результат. Что называется, «почувствуйте разницу»: вы покупаете не водорослевое обертывание после массажа, а уменьшение жировых отложений плюс хорошее настроение.
Начиная с позапрошлого года специалисты всерьез заговорили о «русском СПА» как о самостоятельной модели рынка. По всей видимости, сама постановка вопроса исторически правомерна, особенно если учесть серьезную медицинскую базу российских специалистов и исконно славянские традиции оздоровления: русскую баню, знаменитые русские массажи, траволечение, объединенные действительно системным подходом, органично сочетаемым со всем укладом жизни россиянина. Таким образом, секрет популярности СПА-услуг в России становится очевидным. А российская модель СПА (российские СПА-технологии) уже достаточно прочно вошла в СПА-меню ведущих мировых центров. В силу вышесказанного русский сценарий СПА вполне может быть одним из наиболее востребованных в 2005 году.

Присутствие многоликой Азии в современных СПА год от года увеличивается. Это отражается и на производстве препаратов, и на характере проведения процедур, и даже на дизайне интерьеров многих СПА-центров. Восточная тенденция в ближайшем будущем все больше и больше будет захватывать рынок отдельными методиками, открывающимися восточными пространствами (кабинетами) внутри действующих СПА-салонов, а также целыми концептуальными СПА-центрами. При этом будет широко представлена вся ориентальная гамма: Ближний и Дальний Восток, Юго-Восточная Азия, Аюрведа и т.д.

Перспектива № 3. Кадры

Кадры по-прежнему решают все, ну, или почти все. Очень похоже, что именно создание хорошо обученного персонала, слаженной команды станет одной из доминантных инвестиций следующего сезона. Это очередной этап в эволюции сознания российского инвестора (руководителя), тенденция наметилась уже сейчас. Что же, будем надеяться на развитие данного направления. Не могу не процитировать в этой связи выдающегося специалиста в области СПА к.м.н. Г.Н. Барашкова: «Господа, вы купили пианино, не забудьте обучить пианиста!»
«Звездная команда СПА» — некая dream team. Кто же они? Владелец, менеджер/директор, администратор, главный специалист, СПА-оператор, бьюти-мастер (парикмахер, мастер маникюра, педикюра), вспомогательный персонал.
Тема персонала, несомненно, очень важная и очень широкая, а потому остановлюсь лишь на нескольких моментах.

Учебных заведений, готовящих персонал для СПА, в нашей стране не просто мало, а крайне мало (например, СПА-опера-торов — банных специалистов готовят вообще в единственном учебном центре Европы, находящемся, кстати, в Москве).
Подготовка специалистов всех звеньев начинается с экспертизы. И первый критерий здесь — общий культурный уровень и лишь потом (!) — профессиональный тест.
Для СПА «одинокая звезда» в команде — не преимущество, а скорее головная боль. Здесь «звезды» выращиваются, образуя «звездную», успешную команду, объединенную общим творчеством и единым концептуальным подходом к работе. В таком коллективе особая атмосфера поддерживается системными ежемесячными тренингами и повышением квалификации (2 раза в год).

Перспектива № 4. Наш клиент-2005

Многие люди сегодня уже не воспринимают СПА только как место, где можно всего лишь получить удовольствие. Отношение к СПА как к средству оздоровления и омоложения растет с каждым днем. Наряду с этим удельный вес свободного времени, которое люди могли бы посвятить посещению СПА, постепенно снижается, и СПА-индустрия стремится соответствовать этой тенденции.

Появляется все больше интереса к развитию СПА медицинской ориентации. Люди постепенно поворачиваются от традиционных западных методов лечения к более интегрированным подходам к здоровью. Ряд СПА-экспертов предсказывают, что в недалеком будущем каждая серьезная больница будет оснащена элементами СПА, особенно в части реабилитации. В Европе и США особенно быстрыми темпами развиваются семейные СПА, уверен, что и нам этой тенденции не миновать.

Рынок спроса со стороны стареющих бэби-бумеров (от англ, baby boom — всплеск рождаемости) — наиболее перспективная таргет-группа потенциальных клиентов СПА в будущем. Это поколение уделяет все больше времени и средств на то, что оно понимает под выражением «в здоровом теле — здоровый дух». Эти люди весьма восприимчивы ко всему новому, появляющемуся на рынке предложения в области оздоровления, омоложения и улучшения самочувствия. Кругозор этих потенциальных клиентов постоянно расширяется, они активно и с большой долей любознательности путешествуют по всему миру.

Скорее всего, новый клиент СПА (представители поколения «X» — «эксеры», люди, родившиеся в период 1960—1980 гг.) уже сейчас активно интересуется вопросами восстановления и поддержания здоровья, повышения качества жизни и качества общения. По оценкам социологов, представители этого поколения живут настоящим, склонны к экспериментам, любят достижение быстрого результата. У данной возрастной категории клиентов большие возможности (в первую очередь финансовые) для путешествий и знакомства с оздоровительными практиками разных стран и народов (прежде всего имеется в виду так называемый «зеленый туризм»). И уже в ближайшем будущем поколение «X», скорее всего, будет воспринимать СПА-культуру как неотъемлемую часть своей общей культуры и уровня образования — «стиля жизни».
Так, уже сейчас «эксеры» придают оздоровительной части своего свободного времени гораздо большее значение по сравнению с поколением их родителей. В дальнейшем они будут воспринимать элементы создания внешней красоты (услуг стилистов, визажистов и т.п.) и проявление бережного отношения к ним со стороны персонала СПА не как главную цель визита, а как обязательную, но подчиненную часть достижения цели оздоровления, омоложения и хорошего самочувствия.

В составе клиентов все большую роль будут играть мужчины, в том числе в традиционно дамских областях (уход за кожей, ногтями и т.п.). Мужчина-клиент будущего СПА, как правило, узнает об этом заведении от жены или подруги, приходит туда из любопытства и быстро понимает, что это именно то, что ему нужно — в соответствии с общим холистическим подходом к стилю и образу жизни. Индустрия производства косметических препаратов специально для мужчин также будет развиваться весьма быстро — эти тенденции очевидны уже сейчас. Так, например, объем продаж мужской косметики растет ежегодно на 15%, а европейский рынок косметики для мужчин составляет 33% от объема мирового рынка.

P.S. Безусловно, данная статья не является полным отражением всех перспективных тенденций (не отражены инвестиционные, технологические и др. тенденции), тем не менее, буду искренне рад, если отечественный СПА-рынок расширится за счет руководителей, думающих в правильном направлении, и, как следствие, действительно успешных СПА. СПА — путь человечества в третьем тысячелетии!

Автор выражает благодарность Ассоциации ISPA, Департаменту развития экспорта и Министерству общественного здоровья Королевства Таиланд за сотрудничество и помощь в подготовке материала.

Возврат к списку

Товаров: 0
На сумму: 0 руб.

  
Забыли пароль?     Регистрация →